Простыми словами о концепции контакта в гештальт-терапии

Автор: Андрей Савчук

Фрагмент выступления на конференции «Практическая психология – 2001» в Перми.

Контакт – базовое и практически святое понятие в гештальт-подходе. Это и цель, и процесс, и метод гештальт-терапии. Контакт универсален. Он происходит у человека непрерывно, как «снаружи» – с объектами среды: людьми, предметами, так и «внутри» – с собственными ощущениями, чувствами, потребностями и т.д.

Невроз – в широком смысле – это хроническое нарушение контакта. Регулярное уклонение от прямого контакта с любой значимой для сознания фигурой неизбежно ущемляет потребности человека и заставляет его страдать.

Для психотерапевта главная задача – «просто» обеспечить нарушенный и необходимый человеку контакт. Целительный процесс восстановления далее может происходить без участия терапевта! Есть в этом профессиональная эстетика, изящество и красота!

С позиции контакта работа выглядит просто:

— Не может клиент договориться с кем-либо в своей жизни – «сажаем» на стул образ этого персонажа и – в контакт с ним!

— Застрял клиент во внутреннем конфликте – уточняем полярности конфликта и организуем их диалог (контакт!).

— Зациклился на своих переживаниях – удерживаем его в контакте с собой: чтобы не потерялся где-то внутри себя!

— Плохо человеку, но не ясно отчего – в контакт его со своими чувствами, а там и потребность ущемлённая проявится…

— Если же и «чувств нет» у клиента, но он явно ещё живой – в контакт его со своим телом: искать ощущения!

— А если сразу несколько людей запутались в отношениях (семья, группа, …), — вовлекаем их в непосредственный контакт друг с другом!

И так далее…

Действия терапевта выглядят незатейливо: удерживай клиента в необходимом для него контакте и – сиди покуривай…

Кстати, на записях работы Ф.Перлза он действительно беспардонно курит, пуская дым чуть не в лицо клиентам. Нет-нет, вовсе не призываю …!

Но как же сложна и многогранна эта незатейливость!!! Разнообразие форм и методов работы терапевта поистине безгранично. Хотя бы потому, что все клиенты разные и живут по-разному.

Автор: Андрей Савчук

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 5 =