Автор: Наталья Быстрая
Клиенты сейчас пошли очень проинформированные, начитанные, оперируют терминами направо и налево.
Зашла на форум и увидела верхнюю тему про мазохизм с актуальным вопросом – уже обнаружено, уже опознано, как от него избавиться ?
Задачка хорошая, но объемная, на года, если не на века. И не факт, что в полной мере достижимая.
Дело в том, что чем сильнее стараешься избавиться от чего-то ненужного, тем плотнее оно к тебе прилипает. Да-да, все не принятое и не присвоенное не хочет уходить без боя.
И тут вам в помощь парадоксальная теория изменений.
Но вернусь чуть назад. Мазохизм, как явление, как оно описывается языком клиента?
— я бесконечно страдаю, другой причиняет мне боль;
— я не умею заботиться о себе;
— я не знаю, чего хочу, но всегда знаю, что хочет другой;
— я хочу уйти, но чувствую себя мучительно привязанной (привязанным);
— я привыкла(привык) терпеть, а потом сильно взрываться и другого мне не дано;
— я надеюсь, что когда-нибудь этот другой изменит ко мне отношение;
— я, к стыду своему, похоже, получаю от страданий больше удовольствия, чем от прямых теплых отношений;
— вся моя семья страдала, и я делаю также;
— моя судьба – это злой рок, от него не увернешься;
— переживать мучения ради блага другого — это одухотворяет;
— только через страдание мы растем;
— мне стыдно заботиться о себе, я не знаю чего я хочу;
— мне невыносимо что-то попросить прямо, пусть сами догадаются и дадут;
— меня бесит, что никому нет дела до меня;
И многое, многое другое.
А еще, в ответ на вопрос: «А если уйти? Перестать надеяться? Прекратить поддерживать семейный сценарий? Отдохнуть? Сменить график работы?», — Реакция: «Да вы что? Вы зачем мне такие крамольные вещи говорите?», а дальше масса причин-отговорок:
— Я никому больше не буду нужна (не нужен);
— Семья меня отвергнет сразу же, как только я перестану терпеть;
— Меня никто не будет любить, если ничем не буду жертвовать для другого;
— Иисус тоже страдал;
— По-другому я не умею;
— У меня не будет источника смысла и удовольствия;
— Хоть так ощущаю себя живой и востребованной (живым и востребованным);
— Заботиться о себе это эгоистично и неприлично;
— Только думая о других можно стать человеком;
и пр., и пр.
Можете ниже добавить свой вариант.
Почему так происходит? Отчего человек страдающий, жалующийся и мучающийся не готов выйти из зоны своих страданий и боли? Отчего так яростно защищает и отстаивает свое право не на благополучную жизнь, а на жизнь в мучениях? Отчего все так алогично?
Этот механизм с одной стороны так явен, с другой стороны полон загадочности и таинственности.
Знаете, это как ружье со сбитым прицелом, все время стреляет не туда.
Нет права. Вот откуда ноги растут. Страх лишиться того малого, что есть. Вот еще одна нога.
Ужасы изоляции и отвержения. Вот третья. Эдакий многоногий паучище получается. Хвать в свои сети и ты пропал.
А если посмотреть шире, то устойчивость этого феномена можно легко объяснить многолетней культурой, ведь мазохизм и жертвенность еще не так давно пестовались и воспевались на государственном уровне, это сейчас мы живем в эпоху ложного гедонизма и эгоизма, и нам трудно понять всю эту возвышенную благодать, когда ты ради государства, ради семьи, ради отдельно взятого человека чем-то взял и пожертвовал.
А если спуститься ниже, к детству мазохиста, то мы увидим вот что:
— основная родительская позиция «мне нет дела до твоих чувств, желаний, потребностей, делай то, что я тебе говорю и точка»;
— дефицит любви и признания;
— стыжение за любой момент заботы о себе (эгоист!);
— отказ добровольно дать то, что очень нужно ребенку в данный момент (например, ребенку одиноко и страшно, а родитель ему «соберись, тряпка»);
— отсутствие в семейном опыте иных сценариев взаимоотношений с собой, миром и с другими;
— преувеличенная ценность терпения и служения;
— садо-мазохистические черты родителей;
И многое другое.
А теперь о стыде, вине и злости, этой оборотной стороне мазохизма:
— стыдно и виновато жить своей жизнью, но почетно жить чужой;
— стыдно, виновато и страшно прямо формулировать свои просьбы, но вполне подходяще воздействовать на близкого манипулятивно, в пассивно-агрессивном стиле, «авось, догадается»;
— стыдно, виновато и зло обнаруживать, что тебя не любят просто так, надо очень сильно извернуться, чтоб любили, пожертвовать буквально всем, а других любят просто так;
— стыдно и виновато признаваться, что появилось извращенное ощущения удовольствия от переживаемой боли, хоть какая-то компенсация непережитого удовольствия от любви;
и многое другое.
Опять же, ниже в комментариях дополните список своими мыслями по возможности.
Теперь вернусь к началу. Итак, есть страдание, есть понимание того, как некрасиво это выглядит со стороны, есть ощущение, что это не питает и в ответ никто вам так самоотреченно служить не хочет, а хотелось бы и вы готовы встать на путь «избавления от».
Что вы должны понимать:
— если мазохизм стал чертой характера — это долгий труд, психотерапия характера;
— если нет достаточной личной мотивации кардинально менять что-то в себе, то будет масса моментов, когда захочется срулить в знакомое болотце;
— если вы готовы иметь дело с сопротивлением целой семейной системы, всего вашего окружения, то действительно стоит пробовать;
— если вы готовы пофантазировать, что посадите вместо вырванного с корнем, то вероятность того, что вырастет не сорняк и не нечто случайное будет очень велика;
— если несмотря на все вышеописанное вы готовы пройти 7 кругов ада – значит действительно пришло время перемен и старый способ жития вас больше точно не устраивает.
Так и просится сказать: «Аминь. Да пребудет с вами сила, а сила эта в психотерапии».
Зашла на форум и увидела верхнюю тему про мазохизм с актуальным вопросом – уже обнаружено, уже опознано, как от него избавиться ?
Задачка хорошая, но объемная, на года, если не на века. И не факт, что в полной мере достижимая.
Дело в том, что чем сильнее стараешься избавиться от чего-то ненужного, тем плотнее оно к тебе прилипает. Да-да, все не принятое и не присвоенное не хочет уходить без боя.
И тут вам в помощь парадоксальная теория изменений.
Но вернусь чуть назад. Мазохизм, как явление, как оно описывается языком клиента?
— я бесконечно страдаю, другой причиняет мне боль;
— я не умею заботиться о себе;
— я не знаю, чего хочу, но всегда знаю, что хочет другой;
— я хочу уйти, но чувствую себя мучительно привязанной (привязанным);
— я привыкла(привык) терпеть, а потом сильно взрываться и другого мне не дано;
— я надеюсь, что когда-нибудь этот другой изменит ко мне отношение;
— я, к стыду своему, похоже, получаю от страданий больше удовольствия, чем от прямых теплых отношений;
— вся моя семья страдала, и я делаю также;
— моя судьба – это злой рок, от него не увернешься;
— переживать мучения ради блага другого — это одухотворяет;
— только через страдание мы растем;
— мне стыдно заботиться о себе, я не знаю чего я хочу;
— мне невыносимо что-то попросить прямо, пусть сами догадаются и дадут;
— меня бесит, что никому нет дела до меня;
И многое, многое другое.
А еще, в ответ на вопрос: «А если уйти? Перестать надеяться? Прекратить поддерживать семейный сценарий? Отдохнуть? Сменить график работы?», — Реакция: «Да вы что? Вы зачем мне такие крамольные вещи говорите?», а дальше масса причин-отговорок:
— Я никому больше не буду нужна (не нужен);
— Семья меня отвергнет сразу же, как только я перестану терпеть;
— Меня никто не будет любить, если ничем не буду жертвовать для другого;
— Иисус тоже страдал;
— По-другому я не умею;
— У меня не будет источника смысла и удовольствия;
— Хоть так ощущаю себя живой и востребованной (живым и востребованным);
— Заботиться о себе это эгоистично и неприлично;
— Только думая о других можно стать человеком;
и пр., и пр.
Можете ниже добавить свой вариант.
Почему так происходит? Отчего человек страдающий, жалующийся и мучающийся не готов выйти из зоны своих страданий и боли? Отчего так яростно защищает и отстаивает свое право не на благополучную жизнь, а на жизнь в мучениях? Отчего все так алогично?
Этот механизм с одной стороны так явен, с другой стороны полон загадочности и таинственности.
Знаете, это как ружье со сбитым прицелом, все время стреляет не туда.
Нет права. Вот откуда ноги растут. Страх лишиться того малого, что есть. Вот еще одна нога.
Ужасы изоляции и отвержения. Вот третья. Эдакий многоногий паучище получается. Хвать в свои сети и ты пропал.
А если посмотреть шире, то устойчивость этого феномена можно легко объяснить многолетней культурой, ведь мазохизм и жертвенность еще не так давно пестовались и воспевались на государственном уровне, это сейчас мы живем в эпоху ложного гедонизма и эгоизма, и нам трудно понять всю эту возвышенную благодать, когда ты ради государства, ради семьи, ради отдельно взятого человека чем-то взял и пожертвовал.
А если спуститься ниже, к детству мазохиста, то мы увидим вот что:
— основная родительская позиция «мне нет дела до твоих чувств, желаний, потребностей, делай то, что я тебе говорю и точка»;
— дефицит любви и признания;
— стыжение за любой момент заботы о себе (эгоист!);
— отказ добровольно дать то, что очень нужно ребенку в данный момент (например, ребенку одиноко и страшно, а родитель ему «соберись, тряпка»);
— отсутствие в семейном опыте иных сценариев взаимоотношений с собой, миром и с другими;
— преувеличенная ценность терпения и служения;
— садо-мазохистические черты родителей;
И многое другое.
А теперь о стыде, вине и злости, этой оборотной стороне мазохизма:
— стыдно и виновато жить своей жизнью, но почетно жить чужой;
— стыдно, виновато и страшно прямо формулировать свои просьбы, но вполне подходяще воздействовать на близкого манипулятивно, в пассивно-агрессивном стиле, «авось, догадается»;
— стыдно, виновато и зло обнаруживать, что тебя не любят просто так, надо очень сильно извернуться, чтоб любили, пожертвовать буквально всем, а других любят просто так;
— стыдно и виновато признаваться, что появилось извращенное ощущения удовольствия от переживаемой боли, хоть какая-то компенсация непережитого удовольствия от любви;
и многое другое.
Опять же, ниже в комментариях дополните список своими мыслями по возможности.
Теперь вернусь к началу. Итак, есть страдание, есть понимание того, как некрасиво это выглядит со стороны, есть ощущение, что это не питает и в ответ никто вам так самоотреченно служить не хочет, а хотелось бы и вы готовы встать на путь «избавления от».
Что вы должны понимать:
— если мазохизм стал чертой характера — это долгий труд, психотерапия характера;
— если нет достаточной личной мотивации кардинально менять что-то в себе, то будет масса моментов, когда захочется срулить в знакомое болотце;
— если вы готовы иметь дело с сопротивлением целой семейной системы, всего вашего окружения, то действительно стоит пробовать;
— если вы готовы пофантазировать, что посадите вместо вырванного с корнем, то вероятность того, что вырастет не сорняк и не нечто случайное будет очень велика;
— если несмотря на все вышеописанное вы готовы пройти 7 кругов ада – значит действительно пришло время перемен и старый способ жития вас больше точно не устраивает.
Так и просится сказать: «Аминь. Да пребудет с вами сила, а сила эта в психотерапии».