Мотивирующая силы игры и удовольствия

Автор: Юлия Голованова(Верятина)

Посмотрела этот забавный ролик про маленькую настойчивую собачку и захотелось поделиться с вами.

Также и с маленьким ребёнком это особенно часто видно — как игра и мотивация удовольствия решает всё, даже самые сложные задачи. Будь то учёба, тренировка, сборы куда-то, выполнение не самых приятных действий или просто рутины.

У меня тут сын пару недель назад совершил прорыв на катке. Всего третий раз в этом сезоне мы были на льду, а в целом, в его жизни, пятый раз. В том году даже просто встать твёрдо на ноги, чтобы они не разъезжались, сыну было трудно. В этом году с первого раза встал. И начали ходить, за ручку. Но быстро «уставал». Не интересно же, когда не получается — всё время падаешь, приходится вставать, ещё и не с первого раза удаётся.

И вот в последний раз так получилось, что к концу катания он оказался на льду со своей лопатой (её взяли для того, чтобы он развлекался в снегу, пока отдыхает и пока я катаюсь). И тогда он не то, чтобы пошёл, а практически побежал. Сам, без поддержки. На лопату почти не опирался. Зато балансировал активно. И по всему катку — вдоль и поперёк. И в самую гущу событий, где взрослые ребята в догонялки играют. Падал, вставал, и снова шёл. Нам обоим было весело.

А потом нашли комочек снега. И давай его толкать. Говорю сыну: «Ты как хоккеист. Как будто снег — это шайба, а у тебя клюшка. Только вместо клюшки — лопата. Представляешь, у нас с тобой новый вид спорта — хоккей с лопатой!» Посмеялись, и давай шагать дальше. Даже уже начал чуток катиться. Пока случайно, но это не главное.

Как сейчас помню, изучая разные виды деятельности в институте в рамках общей психологии, обсуждая игру, чуть ли не всегда начинали с важной характеристики игровой деятельности, которая и делает игру очень ресурсным занятием — как для детей, так и для взрослых. Характеристика эта заключается в том, что деятельность эта происходит в условной ситуации (ведь игра, это когда мы «как будто», «не всерьёз» и т.д.), но развитие умений, навыков и способностей происходит реально.

Я, как психолог, работающий с детьми и взрослыми, про это многое знаю, и играть умею. И применяю игру в профессиональной практике. Однако замечаю, в том числе на себе, что в повседневной жизни главным врагом игры и творческого подхода к тому или иному делу становится гонка и усталость. Взгляд сужается, в голове появляется «надо» и «как много еще надо», и в этом нет места для игры. Порой, сама удивляюсь, как обнаруживаю себя в этом узком тоннеле, когда единственным вариантом сделать что-то (самой или с ребёнком) становится давление, монополия «надо» без поиска вариантов, как это «надо» можно осуществить с бОльшим удовольствием. И, если честно, не всегда есть силы организовать игру, придумать очередной раз что-то такое, что поможет на волне естественного душевного порыва сделать то, что важно сделать. Но так же знаю, что когда всё-таки внутри есть признание ценности игровой мотивации и удовольствия, сознание иногда само подкидывает спасительные варианты. И что еще важно — это очень часто делает сознание ребёнка. Просто нужно заметить и допустить. И пусть есть более серьёзные способы обучения катанию на коньках. А мы возьмём с собой лопату, раз уж она оказалась хорошим и увлекательным средством)

Играйте! Это не только весело, но и полезно!

И, конечно, видео посмотрите — с той самой собачкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − 11 =