Автор: Максим Зубакин
О важности доверия между клиентом и психотерапевтом писали психоаналитики (Д. Винникотт, П. Кейсмент, К. Юнг и его последователи, Э. Эриксон), гуманистические (В. Франкл, И. Ялом, К. Роджерс, Р. Мэй), телесно ориентированные (Ф. Александер, А. Лоуэн, М. Марчер), когнитивно-ориентированные (А. Бэк) терапевты. За рамками статьи останутся определения и размышления по поводу доверия разных авторов. Подойду к данному вопросу утилитарно или прагматически. Сначала дам рабочее определение «доверия» в контексте отношений между психотерапевтом и клиентом. Далее опишу признаки доверия, которые можно наблюдать в непосредственном общении двух или нескольких людей. И, наконец, приведу характерные поведенческие реакции терапевта и клиента, которые нарушают состояния доверия в отношениях. Главный вопрос статьи: что мешает установлению доверия во взаимоотношениях между терапевтом и клиентом?
Рабочее определение доверия
Доверие – особое динамическое состояние эмоциональной и когнитивной системы человека в ситуации взаимодействия с партнером или партнерами, которое создает условия для глубокого взаимопонимания, взаимопринятия и развития личности.
Необходимо дать несколько пояснений определению.
Во-первых, состояние «особое» в том смысле, что оно отличается от других состояний, возникающих в процессе взаимодействия. В данном контексте важно сказать о состояниях «недоверия» и «безразличия». Эти три состояния как три крайние точки субъективного континуума «доверия». Относительно здоровые люди редко пребывают в крайних точках, но могут быть ближе к одному из этих полюсов.
Во-вторых, «динамичность» состояния доверия (недоверия или безразличия) проявляется в отсутствии устойчивости даже в ситуации одного происходящего процесса взаимодействия с одним и тем же партнером. «Динамичность» отражает изменчивость и сложность процесса взаимодействия людей.
В-третьих, когда речь идет о состоянии эмоциональной и когнитивной системы человека, подразумевается идея о целостном и сложном функционировании психики, ее процессов и структур. Состояние доверия – это и переживаемые телесные ощущения, эмоции, идеи и образы, личностные убеждения и установки, соответствующие действия (поведение). То же можно сказать о состоянии недоверия и безразличии. Каждое состояние сопровождается специфическими ощущениями, эмоциями, функционированием когнитивных процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения) и соответствующими действиями.
В-четвертых, состояние доверия возникает не в индивидуальной психике, а в процессе взаимодействия людьми друг с другом. Как говорят гештальт-терапевты, «в поле взаимодействия на границе контакта Я-ТЫ». Состояние доверия переживается участниками взаимодействия одновременно. Доверие «исчезает» с окончание непосредственного контакта. Не всегда сразу после окончания контакта. Иногда оно длится еще какое-то время, постепенно трансформируясь в нечто соответствующее другой ситуации.
В-пятых, необходимо подчеркнуть факт, что состояние доверия сопровождается глубоким взаимопониманием, принятием и уважением участников взаимодействия. В свою очередь, это создает возможности для развития участников взаимодействия, а также собственно взаимодействия и взаимоотношений.
Указанные нюансы относятся к взаимоотношениям вообще, и к терапевтическим отношениям в частности. Обратимся к вопросу о признаках доверия.
Признаки доверия
Список признаков доверия одновременно список «рекомендаций» или «инструментов», способствующих формированию доверия между людьми.
— соответствие того, что человек говорит и того, как он действует;
— соответствие невербальной и вербальной стороны коммуникационных сообщений (конгруэнтность);
— последовательность в словах и поступках (стабильность);
— способность сказать твердое «да», твердое «нет» или заявить, что сомневается и пока «не решил»;
— готовность делиться неприятными переживаниями и эмоциями;
— ощущение безопасности (на телесном уровне – отсутствие избыточного возбуждения или сильного напряжения);
— готовность принимать слова и поступки партнера по взаимодействию;
— взаимопонимание;
— фокусировка внимания на мыслях, образах, эмоциях и чувствах, ощущениях, действиях, но не морально-этических оценках или личностных качествах («правильно — не правильно», «хорошо – плохо»);
— способность в разговоре фокусироваться на ситуации, собеседнике и его восприятии себя, других людей и мира (вместо ожидания своей очереди для высказывания);
— ответственность за собственные слова, поступки в оппозиции к склонности перекладывать вину на мир, других людей и неудачное стечение обстоятельств;
— готовность поддерживать партнера и быть рядом столько, сколько ему потребуется до того момента, пока он не сможет сам справиться со своими переживаниями и ситуацией;
— уважение как вера в способность партнера быть самостоятельной личностью, способной к саморегуляции и решать сложные жизненные проблемы, быть ответственным за свои решения, поступки и слова.
Что мешает установлению доверия в психотерапии?
Можно сказать о двух группах условных реакций, которые мешают установлению доверия. Первая группа относится к терапевту, а вторая – клиенту.
Реакции терапевта
· неуверенность в себе, своих знаниях и компетентности;
· отсутствие четких целей и задач;
· негативное представление о своей профессиональной роли;
· непоследовательность;
· предубежденность или предвзятость;
· неточные интерпретации поведения и высказываний клиента без их последующей коррекции;
· сверхинтерпретации поведения и личностных особенностей клиента (постоянная постановка «диагнозов»);
· экспертная сверхпозиция (установка «я всегда прав» или «я тут эксперт»);
· доминирование: постоянное стремление управлять ситуацией и поведением клиента или группы клиентов (установка «я тут главный»);
· позиции «спасателя», «преследователя» или «жертвы», склонность разыгрывать драматический треугольник С. Карпмана;
· явная или скрытая предвзятость к одному из членов группы;
· нарушение установленных правил, или установка разных правил – одни для себя, другие для клиента или группы;
· явная или скрытая враждебность, обидчивость, подозрительность, саркастичность;
· игнорирование запросов, вопросов, эмоций, потребностей, сообщений клиента (или клиентов);
· сосредоточенность на себе и своем самовыражении;
· навязчивость (выспрашивание, повышенная активность в продвижении советов и интерпретаций);
· манипулирование (достижение каких-либо своих скрытых целей с помощью клиентов, использование их);
· преднамеренное или систематическое непреднамеренное оскорбление и унижение (принижение) клиентов;
· систематическая тенденция пристыжать, обвинять клиента (клиентов);
· постоянная оценка личностных качеств вместо фокусировки на индивидуальных особенностях мышления, поведения и т.д.
Реакции клиента
· отсутствие привычки к рефлексии (базовых навыков метакоммуникации и метамышления);
· травматические реакции (гипервозбуждение; гиперчувствительность к определенным стимулам и поведению окружающих; замирание телесное, эмоциональное и интеллектуальное);
· ригидные паттерны взаимодействия с окружающими людьми;
· привычка снимать ответственность с себя за свое поведение, слова, эмоции и чувства, мысли; склонность видеть источник своих реакций во внешних условиях и других людях;
· враждебность;
· подозрительность (параноидальность);
· склонность к доминированию;
· импульсивность и слабый самоконтроль;
· неудачный или негативный опыт взаимодействия с терапевтом в прошлом; также негативный опыт установления взаимоотношений, начиная с опыта установления первичного доверия с матерью в раннем детстве;
· тревожность;
· неустойчивая мотивация на изменение ситуации, сложностей и т.д.
В заключение отмечу несколько важных, на мой взгляд, прагматичных моментов.
Во-первых, реакции клиента и реакции терапевта являются связанными, однако это не говорит о причинно-следственной их связи. Иногда те или иные негативные для доверия реакции клиента приводят к соответствующим реакциям терапевта. Иногда те или иные реакции терапевта создают ситуацию, в которой никак не может сформироваться доверие. Иногда оба, и клиент, и терапевт взаимно что-то делают, чтобы состояние доверия не случилось. Важно не определение причин отсутствия доверия (чаще всего в действительности скрывающее поиски «виноватого»), а сам процесс взаимодействия и переживания участников. Говоря другими словами, важен процесс осознавания происходящего во взаимодействии. За это в психотерапии, особенно на начальных стадиях, в большей степени отвечает терапевт.
Во-вторых, реакции, описанные выше, не являются конечным или исчерпывающим «списком». Каждый работающий с клиентами терапевт
обнаружит множество других проявлений, тактик и стратегий, затрудняющих формирование доверия и рабочего альянса между терапевтом и клиентом.
В-третьих, многие из описанных реакций не являются чем-то «смертельно опасным» для терапевта или клиента в большинстве случаев. Хотя могут быть и исключения, об этом не стоит забывать, работая с мало ресурсными клиентами. Более того, они являются замечательной возможностью, чтобы профессионально и личностно расти самому терапевту. Осознавание данных реакций терапевтом и/или клиентом в ходе психотерапевтической сессии может создать необходимые условия для создания доверия и соответственно дальнейшего развития обоих участников психотерапии.
Зубакин Максим, май 2015, исправлено и дополнено, апрель 2020