или Несколько историй про то, когда к психологу нужно НЕ ребенку.
Автор: Наталья Емшанова
Медленно, но верно наша страна привыкает к психологам. Их уже не боятся, и даже пользуются их услугами. Правда, первое обращение семьи к специалисту чаще всего связано с поведением или развитием ребенка. Много или мало двигается, стеснительный или чересчур активный, не слушается, не понимает, ворует, плохо себя чувствует… Ведут на прием ребенка, но в большинстве случаев работать нужно со взрослыми. Далее я попробую обозначить ситуации, в которых это необходимо.
- КОГДА РЕБЕНКУ ЕЩЕ НЕТ 3Х ЛЕТ.
До завершения кризиса трех лет поведение ребенка связано с эмоциональным состоянием мамы. Можно сказать, что у них одно бессознательное, один эмоциональный фон на двоих. Если мама тревожится, то малыш беспокоен. Если мама внутренне одобряет поведение или действие, оно повторяется, не смотря на внешние запреты или серьезное лицо. Именно маму в этот период и нужно поддержать и научить понимать собственное эмоциональное состояние, замечать, как и в какие моменты она невольно провоцирует неприемлемое поведение у ребенка.
Итак, маму – к психологу. А ребенка куда?
В психологии существуют такие понятия, как «развивать» и «корректировать». Если некое качество, навык или способность развиты, то нет необходимости его корректировать. Научите ребенка правильно завязывать шнурки, и больше не нужно будет подгонять его или помогать обуваться. Если же что-то сформировалось неправильно – тогда нужна коррекция. Например, если малыш привык держать ложку в кулачке, то придется его переучивать.
В первые годы жизни личность ребенка еще не до конца сформировалась, и корректировать там попросту нечего. Зато можно развивать. Коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, мышление, речь и прочее – все это делают педагоги в многочисленных детских центрах. Вместе с мамой или без нее.
Ну, хорошо…. А если ребенок изводит всех криками и истериками на пустом месте? В первую очередь проконсультируйтесь у хорошего детского невролога (особенно если были сложности при беременности и родах – токсикозы, кесарево, стремительные или затяжные роды, обвитие пуповиной и пр.) Несмотря на общее неплохое здоровье, нервная система таких детей, как правило, ослаблена и быстрее утомляется. Даже радостные и заряженные позитивными эмоциями события нагружают малышей. А громко и долго покричать – часто единственный знакомый способ мгновенно сбросить напряжение.
2. КОГДА СЕМЬЯ ПЕРЕЖИВАЕТ КРИЗИС
Есть такой термин в семейной системной психологии — «Идентифицированный пациент». Это тот член семьи, который испытывает наибольшее напряжение и тревогу от процессов в ней происходящих. Таким персонажем часто становится ребенок. Именно он всем своим телом (энурезы, астма, нейродермит, головные боли) и поведением (истерики, агрессивность, дерзость, заторможенность), дает выход скопившемуся недовольству в отношениях взрослых. Конфликты супругов, разводные состояния, непонимание между родителями и старшим поколением – все это создает атмосферу, в которой спокойное существование невозможно. И если взрослые обладают более совершенной системой психологических защит, то ребенок часто справляется с эмоциональным дискомфортом через симптом.
Классический, почти хрестоматийный пример – энурез в тех семьях, где супруги стараются избегать интимной близости. Схема примерно такая: Чтобы малыш оставался «сухим» мама должна спать рядом. Естественно, при этом папа вытесняется в другую комнату или ребенок спит между родителями. В этом случае близость не возможна. Но при этом у супругов нет необходимости «выяснять отношения» и говорить о сложной проблеме.
3. КОГДА РЕБЕНОК МНОГО И ЧАСТО БОЛЕЕТ
Головные боли, нейродермит, астма, многочисленные простудные и другие заболевания часто является своеобразным посланием родителям.
Вот лишь несколько случаев из моей практики. В семье, где не принято было выражать раздражение, злость, где недовольство старательно «удерживалось», замалчивалось супругами, младшая дочь мучилась сильнейшими запорами, которым врачи не находили физиологического объяснения. Сильнейшие головные боли другого ребенка, младшего школьника, оказались единственным способом сообщить родителям, что он не справляется с ожиданиями, возложенными на него элитной школой (здесь так же врачи не нашли причин, а боли прекратились после смены школьной атмосферы на более доброжелательную). Еще в одной семье приступы астмы у ребенка обострялись и учащались в те моменты, когда у мамы были трудности на работе, и она посвящала все свое время ребенку, буквально удушая его излишней заботой.
Безусловно, первая реакция родителей на телесное недомогание – обращение к врачу. Это правильно и часто этого бывает достаточно. Но, если улучшений нет, есть смысл найти хорошего психолога. Для семьи.
4. ЕСЛИ ПОВДЕНИЕ ИЛИ САМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА ВНЕЗАПНО УХУДШИЛОСЬ.
На самом деле, если научиться понимать свое чадо, очень многие вопросы можно решать, не прибегая к помощи специалиста, а просто руководствуясь здравым смыслом. Так, например, опытные родители знают, что плохое поведение – это хороший способ привлечь внимание. Если это разовая акция, достаточно объяснить на понятном ребенку языке, почему так делать больше не нужно и (что особенно важно) как можно делать по-другому. Если же это систематически происходит, значит стоит задуматься, как и чем взрослые поддерживают деструктивные действия (пусть даже и не осознанно).
Также проблемное поведение ребенка может быть связано с тревогой, страхом, стремлением избежать неудачи. Тогда кто же, если не мудрые взрослые, помогут и поддержат его в трудную минуту?
Иногда дети делают то, что запрещено и порицается, специально, чтобы отомстить взрослым. Это свойственно младшим школьникам и подросткам. Здесь поможет консультация семейного психолога, на которую можно прийти вместе и найти более конструктивные модели взаимодействия.
5. КОГДА РЕБЕНОК УЖЕ ВОВСЕ НЕ РЕБЕНОК.
Это касается сильного беспокойства родителей относительно уже взрослых детей. Конечно, для любящих мамы и папы их чадо навсегда остается «любимым малюткой», но излишняя привязанность тормозит развитие. В каждой второй сказке повзрослевшие сын или дочь покидают отчий дом, чтобы «других посмотреть и себя показать», а мудрым родителям полагается «погрустить, да отпустить». Если вашим детям уже больше 16, они в состоянии сами отвечать за сделанный выбор. Ничего не хочет? Занимается тем, что вам не нравится? Не оправдывает ваших ожиданий? Чувствуете, что тревоги за ребенка слишком много? Не нужно тащить его к психологу, приходите сами.
В КАКИХ СИТУАЦИЯХ ПОМОЩЬ НУЖНА ИМЕННО РЕБЕНКУ?
Происшествия, связанные с тяжелыми переживаниями – смерть близких, катастрофы, ситуации насилия, психологические травмы. В этих случаях психолог поможет снять напряжение, пережить горе и боль от утраты, восстановить силы, найти ресурсы для проживания.
Когда ребенок (чаще всего это подростки) сам просит отправить его к психологу. Такие ребята хотят что-то узнать и понять про себя, изменить отношения со сверстниками и противоположным полом. Психолог в этом случае выступает в роли наставника, старшего товарища, понимающего (а не стыдящего) взрослого. С ним можно обсуждать те темы, которые небезопасно или невозможно обсуждать с родителями (слишком много смущения, нравоучений или сильных эмоций).
Когда деструктивное поведение ребенка связано с несформированностью каких-либо качеств и навыков, например, навыков саморегуляции, коммуникативных, чувства меры, способности замечать границы других и свои собственные и пр.
Коммуникативные и развивающие тренинги (групповые встречи с психологом). На этих занятиях дети учатся выражать чувства в приемлемой форме, познают основы целеполагания, эффективной коммуникации и пр.
Ситуации школьной неуспеваемости.
Здесь важно выяснить, что является причиной. Это могут быть сложности во взаимоотношениях со сверстниками. Тогда ребенок с неохотой идет в школу, приходит подавленный, иногда с синяками или испорченными вещами, ни с кем не дружит в классе. В этом случае психолог поможет ребенку найти другие способы поведения.
Если сложности касаются взаимоотношений с конкретным учителем, то об этом расскажет сам ребенок и оценки по предмету (обычно они стабильно ниже, чем остальные). Этот вопрос лучше решать вместе с родителями.
Если неуспеваемость появилась внезапно и совпадает с семейным кризисом, тогда в первую очередь важна работа с родителями.
Если (особенно это касается начальной школы), неуспеваемость связана с чтением и письмом (переворачивает и пропускает буквы, пишет как слышит, имеет очень плохой почерк) – это работа невролога, нейропсихолога или логопеда.
Столкнувшись с трудностями, помните, что правильно выбранный специалист и место приложения усилий значительно сократят сроки и повысят эффективность работы над выходом из проблемной ситуации.
От автора: Все, о чем я пишу, — это результат осмысления личного и терапевтического опыта. Все статьи и заметки — авторские. Пожалуйста, учитывайте это, если захотите ими поделиться.