Доверие в психотерапии

Автор: Максим Зубакин

О важности доверия между клиентом и психотерапевтом писали психоаналитики (Д. Винникотт, П. Кейсмент, К. Юнг и его последователи, Э. Эриксон), гуманистические (В. Франкл, И. Ялом, К. Роджерс, Р. Мэй), телесно ориентированные (Ф. Александер, А. Лоуэн, М. Марчер), когнитивно-ориентированные (А. Бэк) терапевты. За рамками статьи останутся определения и размышления по поводу доверия разных авторов. Подойду к данному вопросу утилитарно или прагматически. Сначала дам рабочее определение «доверия» в контексте отношений между психотерапевтом и клиентом. Далее опишу признаки доверия, которые можно наблюдать в непосредственном общении двух или нескольких людей. И, наконец, приведу характерные поведенческие реакции терапевта и клиента, которые нарушают состояния доверия в отношениях. Главный вопрос статьи: что мешает установлению доверия во взаимоотношениях между терапевтом и клиентом?

Рабочее определение доверия

Доверие – особое динамическое состояние эмоциональной и когнитивной системы человека в ситуации взаимодействия с партнером или партнерами, которое создает условия для глубокого взаимопонимания, взаимопринятия и развития личности.

Необходимо дать несколько пояснений определению.

Во-первых, состояние «особое» в том смысле, что оно отличается от других состояний, возникающих в процессе взаимодействия. В данном контексте важно сказать о состояниях «недоверия» и «безразличия». Эти три состояния как три крайние точки субъективного континуума «доверия». Относительно здоровые люди редко пребывают в крайних точках, но могут быть ближе к одному из этих полюсов.

Во-вторых, «динамичность» состояния доверия (недоверия или безразличия) проявляется в отсутствии устойчивости даже в ситуации одного происходящего процесса взаимодействия с одним и тем же партнером. «Динамичность» отражает изменчивость и сложность процесса взаимодействия людей.

В-третьих, когда речь идет о состоянии эмоциональной и когнитивной системы человека, подразумевается идея о целостном и сложном функционировании психики, ее процессов и структур. Состояние доверия – это и переживаемые телесные ощущения, эмоции, идеи и образы, личностные убеждения и установки, соответствующие действия (поведение). То же можно сказать о состоянии недоверия и безразличии. Каждое состояние сопровождается специфическими ощущениями, эмоциями, функционированием когнитивных процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения) и соответствующими действиями.

В-четвертых, состояние доверия возникает не в индивидуальной психике, а в процессе взаимодействия людьми друг с другом. Как говорят гештальт-терапевты, «в поле взаимодействия на границе контакта Я-ТЫ». Состояние доверия переживается участниками взаимодействия одновременно. Доверие «исчезает» с окончание непосредственного контакта. Не всегда сразу после окончания контакта. Иногда оно длится еще какое-то время, постепенно трансформируясь в нечто соответствующее другой ситуации.

В-пятых, необходимо подчеркнуть факт, что состояние доверия сопровождается глубоким взаимопониманием, принятием и уважением участников взаимодействия. В свою очередь, это создает возможности для развития участников взаимодействия, а также собственно взаимодействия и взаимоотношений.

Указанные нюансы относятся к взаимоотношениям вообще, и к терапевтическим отношениям в частности. Обратимся к вопросу о признаках доверия.

Признаки доверия

Список признаков доверия одновременно список «рекомендаций» или «инструментов», способствующих формированию доверия между людьми.

— соответствие того, что человек говорит и того, как он действует;

— соответствие невербальной и вербальной стороны коммуникационных сообщений (конгруэнтность);

— последовательность в словах и поступках (стабильность);

— способность сказать твердое «да», твердое «нет» или заявить, что сомневается и пока «не решил»;

— готовность делиться неприятными переживаниями и эмоциями;

— ощущение безопасности (на телесном уровне – отсутствие избыточного возбуждения или сильного напряжения);

— готовность принимать слова и поступки партнера по взаимодействию;

— взаимопонимание;

— фокусировка внимания на мыслях, образах, эмоциях и чувствах, ощущениях, действиях, но не морально-этических оценках или личностных качествах («правильно — не правильно», «хорошо – плохо»);

— способность в разговоре фокусироваться на ситуации, собеседнике и его восприятии себя, других людей и мира (вместо ожидания своей очереди для высказывания);

— ответственность за собственные слова, поступки в оппозиции к склонности перекладывать вину на мир, других людей и неудачное стечение обстоятельств;

— готовность поддерживать партнера и быть рядом столько, сколько ему потребуется до того момента, пока он не сможет сам справиться со своими переживаниями и ситуацией;

— уважение как вера в способность партнера быть самостоятельной личностью, способной к саморегуляции и решать сложные жизненные проблемы, быть ответственным за свои решения, поступки и слова.

Что мешает установлению доверия в психотерапии?

Можно сказать о двух группах условных реакций, которые мешают установлению доверия. Первая группа относится к терапевту, а вторая – клиенту.

Реакции терапевта

· неуверенность в себе, своих знаниях и компетентности;

· отсутствие четких целей и задач;

· негативное представление о своей профессиональной роли;

· непоследовательность;

· предубежденность или предвзятость;

· неточные интерпретации поведения и высказываний клиента без их последующей коррекции;

· сверхинтерпретации поведения и личностных особенностей клиента (постоянная постановка «диагнозов»);

· экспертная сверхпозиция (установка «я всегда прав» или «я тут эксперт»);

· доминирование: постоянное стремление управлять ситуацией и поведением клиента или группы клиентов (установка «я тут главный»);

· позиции «спасателя», «преследователя» или «жертвы», склонность разыгрывать драматический треугольник С. Карпмана;

· явная или скрытая предвзятость к одному из членов группы;

· нарушение установленных правил, или установка разных правил – одни для себя, другие для клиента или группы;

· явная или скрытая враждебность, обидчивость, подозрительность, саркастичность;

· игнорирование запросов, вопросов, эмоций, потребностей, сообщений клиента (или клиентов);

· сосредоточенность на себе и своем самовыражении;

· навязчивость (выспрашивание, повышенная активность в продвижении советов и интерпретаций);

· манипулирование (достижение каких-либо своих скрытых целей с помощью клиентов, использование их);

· преднамеренное или систематическое непреднамеренное оскорбление и унижение (принижение) клиентов;

· систематическая тенденция пристыжать, обвинять клиента (клиентов);

· постоянная оценка личностных качеств вместо фокусировки на индивидуальных особенностях мышления, поведения и т.д.

Реакции клиента

· отсутствие привычки к рефлексии (базовых навыков метакоммуникации и метамышления);

· травматические реакции (гипервозбуждение; гиперчувствительность к определенным стимулам и поведению окружающих; замирание телесное, эмоциональное и интеллектуальное);

· ригидные паттерны взаимодействия с окружающими людьми;

· привычка снимать ответственность с себя за свое поведение, слова, эмоции и чувства, мысли; склонность видеть источник своих реакций во внешних условиях и других людях;

· враждебность;

· подозрительность (параноидальность);

· склонность к доминированию;

· импульсивность и слабый самоконтроль;

· неудачный или негативный опыт взаимодействия с терапевтом в прошлом; также негативный опыт установления взаимоотношений, начиная с опыта установления первичного доверия с матерью в раннем детстве;

· тревожность;

· неустойчивая мотивация на изменение ситуации, сложностей и т.д.

В заключение отмечу несколько важных, на мой взгляд, прагматичных моментов.

Во-первых, реакции клиента и реакции терапевта являются связанными, однако это не говорит о причинно-следственной их связи. Иногда те или иные негативные для доверия реакции клиента приводят к соответствующим реакциям терапевта. Иногда те или иные реакции терапевта создают ситуацию, в которой никак не может сформироваться доверие. Иногда оба, и клиент, и терапевт взаимно что-то делают, чтобы состояние доверия не случилось. Важно не определение причин отсутствия доверия (чаще всего в действительности скрывающее поиски «виноватого»), а сам процесс взаимодействия и переживания участников. Говоря другими словами, важен процесс осознавания происходящего во взаимодействии. За это в психотерапии, особенно на начальных стадиях, в большей степени отвечает терапевт.

Во-вторых, реакции, описанные выше, не являются конечным или исчерпывающим «списком». Каждый работающий с клиентами терапевт

обнаружит множество других проявлений, тактик и стратегий, затрудняющих формирование доверия и рабочего альянса между терапевтом и клиентом.

В-третьих, многие из описанных реакций не являются чем-то «смертельно опасным» для терапевта или клиента в большинстве случаев. Хотя могут быть и исключения, об этом не стоит забывать, работая с мало ресурсными клиентами. Более того, они являются замечательной возможностью, чтобы профессионально и личностно расти самому терапевту. Осознавание данных реакций терапевтом и/или клиентом в ходе психотерапевтической сессии может создать необходимые условия для создания доверия и соответственно дальнейшего развития обоих участников психотерапии.

Зубакин Максим, май 2015, исправлено и дополнено, апрель 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 10 =